Сётокан-рю каратэ.
Один из пяти «главных» стилей японского каратэ. Его создали в 30-е годы XX века мастер Фунакоси Гитин (1869—1957) и его сын Ёситака.
Основатель сётокан Гитин Фунакоси был родом с острова Окинава. В молодости он занимался древнейшей окинавской борьбой, а в начале XX в. приехал в Японию и продемонстрировал перед японским императором то, чему научился на Окинаве. После этого он хотел вернуться на Окинаву, но поддался на просьбы остаться преподавать в Японии. В литературе Фунакоси прозвали «Сёто», что значит «качающиеся сосны», а «кан» означает «зал», так что «сётокан каратэ» может переводиться как «зал искусства пустой руки».
Хотя основателем школы сётокан был Фунакоси, но именно его сын — Ёситака Фунакоси — придал этому единоборству тот вид, в каком он известен нам сегодня. При поддержке и одобрении могущественной Японской ассоциации каратэ стиль сётокан быстро стал популярным, а через некоторое время распространился и по всему миру.
Из школы сётокан вышли известные во всем мире мастера каратэ. Один из них — Хирокадзу Канадзава, которого многие каратисты считают обладателем наилучшей техники. Канадзава учился каратэ в университете Такусоку и, после того как мать убедила его выступить, со сломанной рукой выиграл Всеяпонский чемпионат по каратэ в 1962 г. Стиль сётокан продолжают изучать тысячи людей — дети и взрослые — по всему свету.
Стиль Сётокан.
Суть действий этих двоих заключалась в превращении каратэ из искусства жестокого рукопашного боя в средство физического и духовного воспитания молодежи, поддержания оптимальной «формы» людей зрелого и пожилого возраста.
Стиль сётокан построен на «триадах», то есть триединствах принципов. Физическая триада состоит из кихоикумитэ (спарринг) и кота (приемы против воображаемого противника) и требует самоотверженной тренировки и постоянного совершенствования техники. Моральная триада включает в себя принципы справедливости, пощады и сострадания. И наконец, этическая триада построена на понятиях долга, чести и верности.
Если сложить вместе все девять принципов триады (число девять символизирует совершенство), то получится всесторонне развитая личность. Применительно к боевым искусствам, такой подход положен Гитином Фунакоси в основу стиля сётокан, главной целью которого является всестороннее развитие человеческой личности, а не победы и поражения.
Помимо обычных мотивов, таких, как умение защитить себя, люди начинают заниматься боевыми искусствами и в силу других причин, не видимых вначале, но проявляющихся в процессе тренировок. Стиль сётокан не только дает приемы для защиты от нападения, но также и развивает чувство уверенности в себе. Эта уверенность сообщает ощущение благополучия, присутствия духа в трудной ситуации, рождает чувство гармонии с миром и обостряет дисгармонию несправедливого нападения. Таким образом, каратэка (каратист) получает возможность трезво и хладнокровно дать достойный отпор в случае нападения, оставаясь в рамках необходимой самообороны. Поэтому в школе сётокан прежде всего воспитывается чувство ответственности, стремление к пощаде и состраданию. Без этого становятся бесполезными как физическое развитие, так и совершенствование техники приемов. Высшая цель для каратэ заключается в том, чтобы делать человека совершенным, то есть справедливым, состра дающим и достойным членом общества, который всем своим поведением бросает вызов несправедливости.
Для многих людей сётокан — это прекрасный вид спорта и релаксации, но для серьезных увлеченных спортсменов — это в первую очередь боевое искусство, имеющее гораздо более глубокое значение. Однако осознание этого глубинного смысла приходит лишь после многих лет упорных тренировок.
Фунакоси фактически превратили боевое искусство в военизированную гимнастику. Тем самым они осуществили полный разрыв с окинавской традицией, за что одни всячески осуждают их, а другие превозносят, смотря какие цели преследуют критики и поклонники.
© Sportcom